Образовательная среда в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми
В октябре 2016 года инициативная группа ДОУ приняла решение об участии в краевом конкурсе методических материалов «Ребёнок в объективе ФГОС», направленном на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Пермского края. Представляем вашему вниманию материалы, подготовленные педагогами для участия в этом Конкурсе.
Образовательная среда
в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми
При создании образовательного пространства коллектив Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми ориентировался на требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости «создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». Тот факт, что коллектив детского сада ориентируется на принципы построения предметно-простр
-
наиболее характерные особенности развивающей предметно-простр
анственной среды в группах по возрастам и учёт особенностей состава групп -
сочетание в образовательной среде инновационных подходов (информационно-о
бразовательного ресурса) и рационального сохранения лучших традиций дошкольной дидактики, согласовании образовательного влияния на ребенка этих двух подходов.
В октябре 2016 года инициативная группа ДОУ приняла решение об участии в Краевом конкурсе «Ребёнок в объективе ФГОС». Представляем вашему вниманию материалы, подготовленные для участия в этом Конкурсе.
Раздел «Лучшее – детям».
Фото 1. «Развивающая предметно-простр
Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-замес
Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Также в группах в достаточном количестве имеются игрушки, которые предпочитают девочки (посуда, одежда для кукол, бытовые приборы, украшения) и игрушки, которые в основном выбирают мальчики (машинки, танки, самолёты, специализированн
Фото 2. Развивающая предметно-простр
Акценты в формировании образовательной среды этой группы определяются составом детей и главной целью: «выход» детей из детского сада с «чистой» речью. Поэтому среда кабинета учителя-логопеда и группы создаёт возможности для расширения опыта эмоционально-пра
Также в представленном фото 3 отражены возможности старших дошкольников для познавательно-ис
Фото 4. Физкультурный зал.
Развивающая предметно-простр
Фото 5. Музыкальный зал. Организация развивающей предметно-простр
Компьютерный класс в нашем ДОУ оборудован в методическом кабинете (из-за отсутствия лишних помещений). При организации работы с использованием ИКТ в нашем дошкольном учреждении мы учли и выполнили следующие физиолого-гигиен
Фото 6. С 2012-2013 учебного года наше дошкольное образовательное учреждение реализует муниципальную дополнительную образовательную программу «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основную форму работы составляет специально организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ: компьютерных игр, развивающих программ и компьютерных презентаций. Педагоги и родители констатируют эффективность данной работы: возрастающий интерес к истории и архитектуре родного города (множество вопросов от детей, активное участие родителей и детей в проектной деятельности, например, «Расскажи о своём городе в фотографиях»), зафиксированный диагностикой высокий уровень представлений, умение пользоваться компьютерной мышью, культура пользования современными гаджетами.
Фото 7 показывает условия для функционирования кружка «Рисование на компьютерах в программе Windows Paint». За учебный год воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают очень много материала, доступного для их понимания и усвоения. Знакомятся с рабочими инструментами (фигуры, кисть, прямая-кривая линии, палитра, толщина линии, ластик, заливка, поворот, ножницы, сохранение, изменение размера рисунка и др.). Изображают на компьютере геометрические фигуры, окружающие предметы, объекты природы (деревья, животных, насекомых, цветы); создают самостоятельно сюжетные картинки по сказкам и мультфильмам. Участие и победа в интернет-конкурс
Фото 8 иллюстрирует процесс реализации программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Юный физик и математик» с использованием лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
На успешность ребёнка в овладении содержанием образовательной программы «Юный физик и математик» влияет не только состав предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованнос
Мы приобрели 4 комплекта Цифровой Лаборатории: Электричество, Свет, Температура, Магнит. В комплект входит набор с различными предметами и программное обеспечение, которое установлено на компьютеры. Очень важная деталь каждого набора – датчик, спроектированный в форме Божьей Коровки. Датчик дают почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир. Результат использования интерактивной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» – это не только высокий уровень развития психических процессов (психологическая диагностика), специальных умений и навыков (измерения температуры, электрического напряжения, магнитного поля, уровня освещённости), но и понимание целостности картины мира, пусть и на уровне дошкольника, рост любознательности
Ещё один вид деятельности с использованием информационных ресурсов компьютерного класса – это робототехника.
Фото 9. В ДОУ создана программа «Робототехника: конструирование от LEGO». Освоение третьей части — WeDo, предусматривающе
Фото 10. Холлы детского сада – это часть единого образовательного пространства. Дошкольники совместно со своими педагогами могут постигать основы безопасного поведения (на дорогах города, пожарной безопасности). Кроме того, это своеобразный информационный объект учреждения: родители получают опосредованные консультации, узнают новости из жизни детского сада из газеты «Вместе». Также информационные стенды знакомят всех желающих с тенденциями, основными документами и направлениями образования, дошкольного воспитания. Кубки (фото 11), фотографии воспитанников, достигших высоких результатов в различных сферах образования (фото 12), вернисаж детских рисунков (фото 12), — всё это размещается в холлах ДОУ. Можно сказать, что включение холлов в единое образовательное пространство ДОУ способствует процессу вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс, становления родителей участниками образовательного процесса, а не только его сторонними наблюдателями.
Раздел «Играй! Выдумывай! Пробуй!»
В последнее время всё большую популярность приобретают формы образовательной деятельности, в которых формируются и развиваются технические способности дошкольников, например, краткосрочные образовательные практики технической направленности. Поэтому мы оборудовали комнату LEGO EDUCATION.
Фото 14. Конструкторы подобраны таким образом (набор «Первые механизмы», «Космос», «Строительный транспорт», «Город LEGO), чтобы дети среднего и старшего дошкольного возраста могли бы в процессе создания моделей, их сочетаний, обыгрывания запомнить названия деталей, научиться их легко соединять, понять суть механизмов, например, что такое зубчатая и ременная передача, принцип рычага, модель червячного привода, уметь собирать колёса и оси, могли бы творчески подходить к процессу моделирования и конструирования в зависимости от игровой и образовательной задачи. Результаты – пока начальные и скромные, т.к. педагогам приходится самим постигать азы LEGO-конструиров
Использование интерактивного оборудования в воспитательно-об
Фото 15 демонстрирует использование smart-доски и игровых smart-программ для речевой коррекционной работы, фото 16 — для «перезагрузки» Пермячка, т.е. перехода на реализацию муниципальной дополнительной образовательной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» с использованием smart-технологий
Раздел «Кот в мешке».
Мы считаем, что всё образовательное пространство ДОУ, которое сконструировано и воплощено в реальности его дружным коллективом, можно назвать уникальным и оригинальным. Многие талантливые педагоги приложили много физических, эмоциональных, творческих сил, чтобы каждый элемент образовательной среды (групповое помещение, кабинет, зал, холл) составил безопасную многоуровневое, многофункциональ
Раздел «Электронный ресурс ДОО»
Электронный ресурс ДОО – это компьютерный класс (6 компьютеров, 1 ноутбук), 3 smart-доски, компьютерные игры и игры для smart-доски, в том числе созданные педагогами и детьми ДОУ в программеsmart, интерактивная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» с программным обеспечением (Фото 6, 7, 8, 9, 15, 16, 17). Существующий электронный ресурс позволяет решать задачи всех образовательных областей, обеспечивать различные виды детской деятельности в совместной деятельности с педагогами, рационально построить график основной (в т.ч., коррекционной) и дополнительной образовательной деятельности, осознанно использовать разные способы и приемы познания окружающего мира.
Список литературы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Организация развивающей предметно-простр
анственной среды в ДОУ по ФГОС ДО» (из опыта работы) http://mdouds6ba lakovo.ucoz.ru/b log/organizacija _razvivajushhej_ predmetno_prostr anstvennoj_sredy _v_dou_s_uchetom /2014-04-17-116 - «Электронные образовательные ресурсы для дошкольников», http://edu.mari.
ru/mouo-yoshkaro la/dou24/DocLib5 6/Forms/AllItems .aspx - Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
- Е.В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду», М., 2015
- «Наураша в стране Наурандии» (Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников), М, 2014