Вы здесь: Главная > краевые конкурсы > Образовательная среда в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми

Образовательная среда в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми

В октябре 2016 года инициативная группа ДОУ приняла решение об участии в краевом конкурсе методических материалов «Ребёнок в объективе ФГОС», направленном на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Пермского края. Представляем вашему вниманию материалы, подготовленные педагогами для участия в этом Конкурсе.

Образовательная среда

в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми

 

Образовательная среда

При создании образовательного пространства коллектив Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №35» г. Перми ориентировался на требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости «создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». Тот факт, что коллектив детского сада ориентируется на принципы построения предметно-пространственной среды, зафиксированные в Приказе Минобрнауки №1155, подтверждают результаты мониторинга образовательной среды ДОУ комиссией Департамента образования администрации г. Перми в ноябре 2015 года: 103 балла. Воспитанники имеют свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности. Каждый ребёнок может заниматься любимым делом. Есть секторы активности и спокойные сектора. Учитываются гендерные особенности выбора игр и игрушек. Кроме того, отсутствие спален в большинстве групп стимулирует педагогов к обеспечению возможности постоянной транспортируемости и сменяемости объектов, элементов среды и, даже, её дизайна. А также, единый художественный стиль помещений детского сада обеспечивает сотрудничество по вопросам дизайнерского оформления ДОУ с человеком, имеющим специальное художественное образование. Принцип отбора объектов для фото-каталога – это

  • наиболее характерные особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах по возрастам и учёт особенностей состава групп

  • сочетание в образовательной среде инновационных подходов (информационно-образовательного ресурса) и рационального сохранения лучших традиций дошкольной дидактики, согласовании образовательного влияния на ребенка этих двух подходов.

В октябре 2016 года инициативная группа ДОУ приняла решение об участии в Краевом конкурсе «Ребёнок в объективе ФГОС». Представляем вашему вниманию материалы, подготовленные для участия в этом Конкурсе.

Раздел «Лучшее – детям».

Фото 1. «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе». В средней группе можно наблюдать много свободного пространства для развития двигательной активности, крупной моторики малышей. Одно из центральных мест занимает среда для таких видов детской деятельности, как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, коммуникативная. Созданы условия для сюжетно – ролевой игры («Семья», «Магазин» (различные виды), «Салон красоты», «Больница»). Освоение их происходит именно в игре. Игра – средство адаптации, привыкания к окружающей обстановке, к детскому сообществу, снятия психологического напряжения. Это единственная деятельность, в которой дошкольник может быть субъектом деятельности. И как бы ни были важны занятия, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Организация пространства способствует тому, чтобы новый игровой опыт воспитатель передавал ребенку в совместной с ним игре, а младший дошкольник охотно подражал показываемым ему игровым действиям, в основном передавая бытовые сюжеты («дочки-матери», «врач», «шофер» и прочее).

Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Также в группах в достаточном количестве имеются игрушки, которые предпочитают девочки (посуда, одежда для кукол, бытовые приборы, украшения) и игрушки, которые в основном выбирают мальчики (машинки, танки, самолёты, специализированные машины, инструменты). Во-вторых, сделан акцент на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Учитывая игровую субкультуру детей, её особенности в педагогическом процессе, воспитатели вносят в среду игрушки, картинки, отображающие современные технические средства, приборы и т.д. В группе также есть smart-доска, которая используется для решения многих образовательных задач. Как результат, такие показатели как умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником, — находятся на среднем и высоком уровне.

Фото 2. Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе для детей с ОНР.

Акценты в формировании образовательной среды этой группы определяются составом детей и главной целью: «выход» детей из детского сада с «чистой» речью. Поэтому среда кабинета учителя-логопеда и группы создаёт возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную деятельность одновременно всех детей группы (или подгруппы в логопедическом кабинете) или индивидуально какого-либо ребёнка. Среди обязательных элементов среды: игры и пособия на постановку и автоматизацию звуков, развитие мелкой моторики, артикуляции, речевого дыхания, средств речевой выразительности. Причём, коррекционная речевая среда группы – это средство поддержки ребёнка с ОНР в процессе развития уверенности в своих силах, его самостоятельности (игры с возможностью самопроверки и самооценки, схемы). В результате ежегодно 98-100% воспитанников «имеют» все звуки, и выпускники речевых групп поступают в лучшие школы города Перми: МАОУ «Лицей №8», МАОУ «Лицей №3», МАОУ Гимназия № 1,МАОУ «Лицей №4», и другие.

Также в представленном фото 3 отражены возможности старших дошкольников для познавательно-исследовательской деятельности, которая как никакая другая стимулирует познавательную активность детей, их любознательность. Организация среды направлена на формирование ценных и прочных знаний и представлений, усвоенных не путем выучивания, а добытых самостоятельно, проводя исследования, ставя эксперименты.

Фото 4. Физкультурный зал.

Развивающая предметно-пространственная среда в для проведения занятий по физкультуре обеспечивает возможность приобретения детьми опыта в детей: двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны): гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, мячи различных видов, баскетбольные стойки, маты, коврики, ленты, гимнастические палки, тренажёры, обручи, скакалки, лыжи и многое другое. Кроме того, для развития осознанного отношения к выполнению физических упражнений, формирования умения анализировать свою физическую нагрузку, качество выполнения движений, имеются схемы, алгоритмы, шкала самооценки. В результате: развитие физических качеств – высокий и средний уровень; призовые места на соревнованиях районного уровня, участие команды воспитанников в городских спортивных мероприятиях (2 и 3 места на Спартакиаде детских садов Индустриального района, соревнованиях «ПодГоТОвишки», 2015 год). Ещё один показатель – 97% занятости наших воспитанников в секциях дополнительного образования физической направленности (в нашем ДОУ и спортивных секциях города)

Фото 5. Музыкальный зал. Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала способствует, на наш взгляд, достижению такой цели, как развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, причём с помощью различных видов средств: традиционно используемых и современных. Звучание электронного пианино, использование всех его технических возможностей, применение мультимедиа-системы, специально подобранной фонотеки, видеотеки и т.п. позволяет эффективно решать множество задач. Например, обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке, накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов, обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности, а также решать задачи музыкального исполнительства и даже заниматься совместным творчеством в музыкальной деятельности. Результат проявляется в показателях специальной педагогической диагностики (95% — средний и высокий уровень), а также – в интересе детей к кружкам художественно-эстетической направленности (пения в ансамбле, танцы и др.), призовых местах конкурсах различного уровня («Весенняя капель», «Они сражались за Родину» и др.)

Компьютерный класс в нашем ДОУ оборудован в методическом кабинете (из-за отсутствия лишних помещений). При организации работы с использованием ИКТ в нашем дошкольном учреждении мы учли и выполнили следующие физиолого-гигиенические требования. Образовательная деятельность проходит в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к окнам располагаются так, что естественный свет падает сбоку, преимущественно слева. Рабочие места с компьютерами размещены на расстоянии между боковыми стенками соседних мониторов 1,2 м. Также правильно подобрана мебель для рабочего места ребенка-дошкольника. По рекомендации специалистов Института возрастной физиологии РАО в компьютерном кабинете дети сидят на стульях со спинкой на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера, и глаза находятся на уровне центра экрана. Это позволяет дошкольникам держать спину прямой. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, составляет не менее 90°. Учтена и необходимая высота стола и стула в соответствии с ростом ребёнка согласно СанПиН. Продолжительность непрерывной работы с компьютером — не более 10 минут. Для снятия напряжения зрения проводится зрительная гимнастика. Компьютеры нами используются в различных направлениях образовательной деятельности с детьми. Именно в обновлении технологического компонента кроется мощный мотивационный заряд, способствующий росту познавательной активности ребёнка старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Фото 6. С 2012-2013 учебного года наше дошкольное образовательное учреждение реализует муниципальную дополнительную образовательную программу «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основную форму работы составляет специально организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ: компьютерных игр, развивающих программ и компьютерных презентаций. Педагоги и родители констатируют эффективность данной работы: возрастающий интерес к истории и архитектуре родного города (множество вопросов от детей, активное участие родителей и детей в проектной деятельности, например, «Расскажи о своём городе в фотографиях»), зафиксированный диагностикой высокий уровень представлений, умение пользоваться компьютерной мышью, культура пользования современными гаджетами.

Фото 7 показывает условия для функционирования кружка «Рисование на компьютерах в программе Windows Paint». За учебный год воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают очень много материала, доступного для их понимания и усвоения. Знакомятся с рабочими инструментами (фигуры, кисть, прямая-кривая линии, палитра, толщина линии, ластик, заливка, поворот, ножницы, сохранение, изменение размера рисунка и др.). Изображают на компьютере геометрические фигуры, окружающие предметы, объекты природы (деревья, животных, насекомых, цветы); создают самостоятельно сюжетные картинки по сказкам и мультфильмам. Участие и победа в интернет-конкурсах, использование полученных умений в общении с родственниками, друзьями, — показатель эффективности использования этого объекта пространственно-предметной среды.

Фото 8 иллюстрирует процесс реализации программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Юный физик и математик» с использованием лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

На успешность ребёнка в овладении содержанием образовательной программы «Юный физик и математик» влияет не только состав предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Главный герой интерактивной лаборатории «Наураша в стране Наурандии» — Мальчик Наураша — маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. С помощью Наураши и датчика «Божья Коровка» дети могут проводить исследования множества природных явлений, узнать и почувствовать то, что нельзя увидеть глазами (например, магнитное поле).

Мы приобрели 4 комплекта Цифровой Лаборатории: Электричество, Свет, Температура, Магнит. В комплект входит набор с различными предметами и программное обеспечение, которое установлено на компьютеры. Очень важная деталь каждого набора – датчик, спроектированный в форме Божьей Коровки. Датчик дают почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир. Результат использования интерактивной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» – это не только высокий уровень развития психических процессов (психологическая диагностика), специальных умений и навыков (измерения температуры, электрического напряжения, магнитного поля, уровня освещённости), но и понимание целостности картины мира, пусть и на уровне дошкольника, рост любознательности, о чём свидетельствуют бесконечные детские вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как получается, что…?» и другие.

Ещё один вид деятельности с использованием информационных ресурсов компьютерного класса – это робототехника.

Фото 9. В ДОУ создана программа «Робототехника: конструирование от LEGO». Освоение третьей части — WeDo, предусматривающей формирование у старших дошкольников умения создавать, программировать и испытывать модели LEGO WeDo, невозможно без применения компьютеров.

Фото 10. Холлы детского сада – это часть единого образовательного пространства. Дошкольники совместно со своими педагогами могут постигать основы безопасного поведения (на дорогах города, пожарной безопасности). Кроме того, это своеобразный информационный объект учреждения: родители получают опосредованные консультации, узнают новости из жизни детского сада из газеты «Вместе». Также информационные стенды знакомят всех желающих с тенденциями, основными документами и направлениями образования, дошкольного воспитания. Кубки (фото 11), фотографии воспитанников, достигших высоких результатов в различных сферах образования (фото 12), вернисаж детских рисунков (фото 12), — всё это размещается в холлах ДОУ. Можно сказать, что включение холлов в единое образовательное пространство ДОУ способствует процессу вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс, становления родителей участниками образовательного процесса, а не только его сторонними наблюдателями.

Раздел «Играй! Выдумывай! Пробуй!»

В последнее время всё большую популярность приобретают формы образовательной деятельности, в которых формируются и развиваются технические способности дошкольников, например, краткосрочные образовательные практики технической направленности. Поэтому мы оборудовали комнату LEGO EDUCATION.

Фото 14. Конструкторы подобраны таким образом (набор «Первые механизмы», «Космос», «Строительный транспорт», «Город LEGO), чтобы дети среднего и старшего дошкольного возраста могли бы в процессе создания моделей, их сочетаний, обыгрывания запомнить названия деталей, научиться их легко соединять, понять суть механизмов, например, что такое зубчатая и ременная передача, принцип рычага, модель червячного привода, уметь собирать колёса и оси, могли бы творчески подходить к процессу моделирования и конструирования в зависимости от игровой и образовательной задачи. Результаты – пока начальные и скромные, т.к. педагогам приходится самим постигать азы LEGO-конструирования и робототехники. Хотя LEGO-конструкторы есть в каждой группе детского сада. Наша LEGO-команда поучаствовала в городских соревнованиях «Робо-дошколёнок 2015» и краевом конкурсе по лего-конструированию и робототехнике 2016. Выступили достойно: в арсенале и 1 место, и места в «десятке сильнейших» среди 40 участников. Но главное даже не в этом. Важно то, что эти дети уже имеют серьёзное увлечение, а кто-то из них даже определился и с будущей профессией – инженера.

Использование интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений — это обновление системы дидактических средств, способствующих формированию интеллектуальной, эмоциональной и операционной готовности ребенка к обучению в школе (при соблюдении всех гигиенических требований). Также это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Фото 15 демонстрирует использование smart-доски и игровых smart-программ для речевой коррекционной работы, фото 16 — для «перезагрузки» Пермячка, т.е. перехода на реализацию муниципальной дополнительной образовательной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» с использованием smart-технологий; фото 17 — для робототехники. Постоянные детские вопросы «когда мы будем играть на smart-доске?» как нельзя лучше демонстрирует рост познавательной мотивации воспитанников ДОУ.

Раздел «Кот в мешке».

Мы считаем, что всё образовательное пространство ДОУ, которое сконструировано и воплощено в реальности его дружным коллективом, можно назвать уникальным и оригинальным. Многие талантливые педагоги приложили много физических, эмоциональных, творческих сил, чтобы каждый элемент образовательной среды (групповое помещение, кабинет, зал, холл) составил безопасную многоуровневое, многофункциональное единое целое для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Каждый из нас думал, выбирал, представлял, предлагал, работал, т.е. не был равнодушен при проектировании и создании своего участка образовательной среды детского сада. Общий художественный стиль учреждения выдержан под руководством художника, работающего с ДОУ по договору (Фото 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13).

Раздел «Электронный ресурс ДОО»

Электронный ресурс ДОО – это компьютерный класс (6 компьютеров, 1 ноутбук), 3 smart-доски, компьютерные игры и игры для smart-доски, в том числе созданные педагогами и детьми ДОУ в программеsmart, интерактивная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» с программным обеспечением (Фото 6, 7, 8, 9, 15, 16, 17). Существующий электронный ресурс позволяет решать задачи всех образовательных областей, обеспечивать различные виды детской деятельности в совместной деятельности с педагогами, рационально построить график основной (в т.ч., коррекционной) и дополнительной образовательной деятельности, осознанно использовать разные способы и приемы познания окружающего мира.

Список литературы.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО» (из опыта работы) http://mdouds6balakovo.ucoz.ru/blog/organizacija_razvivajushhej_predmetno_prostranstvennoj_sredy_v_dou_s_uchetom/2014-04-17-116
  3. «Электронные образовательные ресурсы для дошкольников», http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou24/DocLib56/Forms/AllItems.aspx
  4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
  5. Е.В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду», М., 2015
  6. «Наураша в стране Наурандии» (Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников), М, 2014

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментирование записей временно отключено.